Наш опрос
Меню сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Страница педагога - психологаПрилепина Наталья Игоревна педагог-психолог Образование: высшее, окончила «Армавирский Православно-Социальный Институт». Квалификации: психолог; преподаватель психологии по специальности «психология» 2010г. Курсы повышения квалификации:
Работа с родителями:
Взаимодействие с педагогами:
Статья: «Как развить эмоциональную сферу у ребенка?» Аннотация: Эмоциональное развитие дошкольника является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания, его различных сторон. Развитие эмоциональной сферы ребенка, умение понимать свои эмоции, управлять ими, является одним из важнейшим направлением в становлении личности. Мы живем в нестабильном обществе, что приводит к увеличению числа детей-дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии. Я, как педагог - психолог в дошкольном учреждении, проводя диагностические исследования, стала все чаще наблюдать у многих детей повышение уровня тревожности, занижения самооценки. Многие исследования полагают, что основными причинами возникновения эмоциональных нарушений у детей могут служить: перенесенные в детстве заболевания и стрессы; особенности физического и психоэмоционального развития ребенка, в том числе нарушения или отставания в интеллектуальном развитии; микроклимат в семье, а так же особенности воспитания; социально-бытовые условия проживания ребенка, его близкое окружение. Помочь преодолеть трудности, сформировать желание общаться надо пока ребенок еще маленький: известно, что с возрастом проблемы обычно лишь усугубляются. Поэтому наряду с развитием психических функций, интеллекта ребенка ни в коем случае нельзя забывать о развитии его эмоциональной сферы. Как помочь нашим маленьким «созданиям» понимать себя и окружающих? Выготский Л.С. говорил о том, что ребенок познает мир, в первую очередь в образах. Краски, звуки, формы заполняют детское сознание значительно полнее, нежели наше. Постигая что-то незнакомое, ребенок опираться на те образы, какие у него ранее уже сформировались. Абстрактные вербальные размышления старших дошкольник понимает с большим трудом, а то и совершенно не понимает. Однако в случае, если эти же знания ему изобразить наглядно, он освоит их с легкостью. Эмоции ребенка не так осознаны, как переживания взрослого, они как быстро вспыхивают, так же быстро и гаснут. Переход от одного эмоционального состояния к другому зачастую мгновенен, от только что бурного веселья ребенок может одноминутно перейти к слезам. Контролировать все свои чувства и переживания малыш не способен и вследствие этого оказывается заложником охвативших его эмоций. Из своей практики могу сказать, что источник самых сильных переживаний у ребенка принадлежит к его контактам со взрослыми и детьми. Если окружающие люди показывают ему внимание, понимают и принимают его, то он испытывает чувство комфорта и защищенности, уверенности; и тогда ребенок пребывает в жизнерадостном и бодром эмоциональном состоянии. Положительные эмоции способствуют благополучному развитию ребенка, благодаря им у малыша вырабатываются позитивное отношение к детям и взрослым. Для ребёнка распознавание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, который требует от него определённых знаний, определённого уровня развития. Для этого был изготовлен – Лэпбук «Мир эмоций», как один из способов в развития эмоциональной сферы. Направленность данного пособия – помочь ребятам приобщиться к языку эмоций. Передача эмоций - это не только выражение лица, но и определённая поза, жесты, которые соответствуют тому или иному эмоциональному состоянию. Возраст. Данное дидактическое пособие может быть использовано в работе с детьми от 3-х до 7-ми лет 2-3 года: на ранних стадиях психического развития закладываются сопереживание, эмоциональная чувствительность. 3-5 лет: по мере роста маленького человека его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых (страха, радость, грусть, злость), он переходит к более сложной гамме чувств: восторг, удивление, печаль и др. 5-7 лет: ребенок имеет представление об эмоциях и способах управления чувствами в определенной жизненной ситуации. Использование.
Цель: Развитие эмоционального мира ребенка. Задачи:
Организация образовательной деятельности (образовательные ситуации): Цель: развитие коммуникативной сферы детей. Развитие навыков вербального и невербального общения; развитие эмоциональной сферы деятельности. Обучение различению эмоционального состояния (радость) по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию; развитие внимания, памяти, мышления. По программе Н.Ю.Куражевой «Цветик-семицветик»; «Приключения будущих первоклассников».
Животных и человека издавна связывает множество невидимых нитей: культурных, исторических, бытовых… Одна из них — метафорическая связь, обозначение человека через образ животного. Ассоциативные карты с изображениями реально существующих и мифологических животных. В своей работе я использую карты созданные молодой петербургской художницей Стефанией Янковской, которые помогают решить внутренний конфликт, определиться с истинными желаниями и исследовать разные грани себя: открыть, осознать, признать свои разные стороны, таланты и способности; расширить репертуар поведения; найти внутренние ресурсы и качества, позволяющие эффективно справляться со стрессом.
Ассоциативные карты «Метафорические животные» могут использоваться как психологами, педагогами, воспитателями и любыми специалистами, по роду деятельности взаимодействующими с людьми, так и самостоятельно. Набор подходит для индивидуальной работы, работы в малой группе, в работе с парой и семьей, для самодиагностики и самопомощи. В период дошкольного детства ребенок проживает наиболее значимый период в становлении человека. Через игру он познает разнообразие окружающего мира, делает для себя удивительные открытия, учится взаимодействовать со взрослыми, сверстниками, природой, овладевает различными видами деятельности, воплощая в них собственные впечатления. Главным навыком, который усердно тренируется во время игрового процесса, является навык понимания во время практики. То есть во время практических занятий максимально плавно прокладывается тропа к теории. Методика Воскобовича дает максимально общее развитие личности, интеллекта, таланта. Особое внимание педагогом уделяется именно последнему пункту, так как выполнение большинства заданий требует проявления креатива, подключения воображения. Сказки «Фиолетового леса» содержат сюжеты с чудесными превращениями, приключениями забавных персонажей и одновременно занимательными вопросами, проблемными задачами, упражнениями на моделирование и преобразование предметов. Кто знаком с этой технологией, знает, что все события происходят в «Фиолетовом лесу». Важно! Чтобы детали, фон был фиолетового цвета. Фиолетовый цвет побуждает ребенка к воображению, активирует мышление.
«Запомни слова» Цель: развитие зрительной памяти в условиях уменьшения времени.Дидактический материал: семь картинок с изображениями знакомых предметов. Описание задания. Ребенок рассматривает пять картинок и запоминает, что на них нарисовано в течение 15 с. Затем картинки переворачивают. Психолог показывает на перевернутую картинку, а ребенок должен вспомнить и назвать предмет, изображенный на картинке. Цель: развитие объема кратковременной слуховой памяти. Описание задания «Сейчас я тебе буду говорить слова, а ты слушай внимательно и запоминай. Когда я перестану говорить, сразу повторяй все, что запомнилось, в любом порядке». Начинать нужно с одного слова, затем назвать два. Затем психолог называет три слова и т.д. Если ребенок не справляется со словесным рядом, нужно повторить ряд еще 2—3 раза. 1) ведро; 2) мышь, окно; 3) урна, ванна, карандаш; 4) дерево, ванна, салат, ведро; 5) яблоко, брат, гриб, конь, пол; 6) лавка, утка, кран, буква, овощи, чулки; 7) стена, салфетка, мальчик, гусь, стрелка, луна, тряпка; 8) кукла, сестра, компот, река, луна, пила, стрекоза, вода;
Применение метода сказкотерапия с использованием тестоплатики
Чем эффективно занять ребенка Еще такое постоянное отвлечение «от игр к учебе и наоборот» будет способствовать развитию так называемого «клипового мышления»— особенность человека воспринимать мир через короткие яркие образы и послания теленовостей или видеоклипов (или через переключения «окон» в интернете с учебы на онлайн-игры, например).
|