Карпенко Татьяна Александровна учитель-логопед МДОАУ № 10 «Казачок»
Образование высшее. Окончила Армавирский государственный педагогический университет 2007г. Специальность «Педагогика и методика дошкольного образования» с дополнительной специальностью «Специальная дошкольная педагогика и психология».
Общий педагогический стаж – 15 лет, в должности учитель-дефектолог 6 лет, в должности учитель-логопед – 3 года.
Соответствие занимаемой должности "учитель деффектолог" протокол №1 09.01.2020г. Первая категория приказ МОН № 2107 от 29.06.2021г.
I раздел: организация образовательной деятельности (образовательные ситуации)
Тактильные игры для детей с нарушениями зрения
Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев рук. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из-за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть предметно-практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук детей с нарушением зрения оказываются вялыми или слишком напряжёнными. Всё это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается как на формировании предметно-практической деятельности, так и на восприятии детей с нарушением зрения.
Коррекционная работа по развитию осязания способствует развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения за счёт накопления представлений и дополнительных знаний о предметах, которые они могут получить в процессе игры.
Для ребенка с нарушением зрения игра приобретает особое значение, поскольку помогает увереннее входить в мир реальных вещей и отношений. В игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный опыт. При этом происходит развитие всех его сохранных анализаторов, то есть создаются условия для осуществления сенсорного воспитания.
Игра «Найди пару»
Цель: находить одинаковые по тактильным ощущениям предметы.
Ход игры: предложить рассмотреть крышки, потрогать их и определить какие они на ощупь (гладкие, пушистые, колючие, скользкие и т.д.) и предложить найти одинаковые по ощущениям.
Игра «Тактильные крышечки»
Цель: развивать у детей тактильное восприятие; обогащать активный словарь детей новыми словами, развивать память, внимание, воображение, образное мышление; мелкую моторику.
Игру можно использовать во всех возрастных группах, усложняя задачи в зависимости от возраста.
Ход игры: предложить рассмотреть крышки, потрогать их и определить какие они на ощупь (гладкие, пушистые, колючие, скользкие и т.д.) и предложить найти одинаковые по ощущениям, при этом крышки должны находится в коробке и ребенок их не видит.
Лексические темы «Огород. Овощи», «Сад. Фрукты»
На занятиях реализованы задачи:
- расширение представлений детей об овощах, фруктах, месте их произрастания;
- уточнение и расширение словаря по темам «Овощи», «Фрукты»
- обучение умению отгадывать загадки;
- совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа существительных).
Загадки
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен.
Нужен только красный нос.
Морковка
Я зелёную матрешку
От подруг не оторву.
Подожду, пока матрешка
Упадет сама в траву.
Груша
Прежде чем его мы съели
Все и наплакаться успели
Лук
Лук
Лексическая тема «Осень. Признаки осени. Деревья»
На занятии реализованы задачи:
- ознакомление с существенными признаками сезона;
- уточнение и расширение словаря по теме «Осень. Деревья»;
- обучение умению различать листья разных деревьев;
- совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными).
Стихотворение
«На что похожи листья?»
На мою ладошку лист похож у клена,
Осенью оранжевый, летом он зелёный.
Словно перышки листочки у рябинки,
Что склонилась тихо над тропинкой.
У осины листья как монеты,
У каштана – словно опахала.
Было листьев очень много летом,
Осенью их очень мало стало
Лексическая тема «Дикие животные зимой»
На занятии реализованы задачи:
- обогащение словаря по теме «Дикие животные»
- развитие связной речи, речевого слуха, общих речевых навыков.
- обучение составлению рассказа по картинке
- совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительными суффиксами, согласование существительных с прилагательными).
Лексическая тема «Домашние животные».
На занятии реализованы задачи:
- актуализация словаря по теме «Домашние животные».
- совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных в форме множественного числа в родительном падеже).
- совершенствование умения задавать вопросы.
- обучение составлению рассказа по картине.
Лексическая тема «Одежда».
На занятии реализованы задачи:
- обучение составлению рассказа по сюжетной картине по коллективно составленному плану.
- формирование целостного впечатления об изображенном на картине.
- уточнение и активизация словаря по теме «Одежда».
- совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными, употребление существительных в косвенных падежах).
Лексическая тема «Посуда».
На занятии реализованы задачи:
- уточнение и расширение представлений о посуде, ее назначении, деталях и частях, из которых она состоит; материалах, из которых она сделана;
- уточнение и активизация словаря по теме «Посуда»;
- совершенствование грамматического строя речи (использование имен существительных в косвенных падежах), навыков слогового анализа слов.
Лексическая тема «Лес. Грибы. Ягоды».
На занятии реализованы задачи:
- закрепление представлений о лесе и растениях, произрастающих в лесу;
- уточнение и расширение и активизация словаря по теме «Лес. Грибы. Ягоды»;
- совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными в роде и числе);
- совершенствование навыка слогового анализа слов.
Лексическая тема «Осень»
На занятии реализованы задачи:
- обобщение и систематизация представлений об осени и типичных осенних изменениях в природе;
- расширение и актуализация словаря по теме «Осень»;
- совершенствование навыка рассматривания картин, формирование целостного представления об изображенном на них.
Итоговое занятие по теме "Домашние животные". Цель: закрепление представлений о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни. Ребята знакомят друг друга со своими домашними животными, рассказывают об их характере и повадках.
Учимся определять правую и левую стороны. Необходимо объяснить ребенку, что все то, что ближе к правой руке – находится справа, с правой стороны, что ближе к левой руке – слева. Это касается и направлений – направо, налево. Поиграйте в игры на освоение линейного пространства – поставьте в ряд игрушки и загадайте одну из них. Пусть ребенок попробует угадать, какую игрушку вы задумали. В случае неправильного ответа направляйте его, используя слова «левее», «правее». Во время прогулки обращайте внимание на маршрут: «сейчас мы повернем направо», «слева от нас проехал автобус». Прекрасным упражнением на закрепление понятий «лево», «право» у дошкольников являются графические диктанты, во время которых дети рисуют линии по клеточкам в нужном направлении под диктовку взрослого. Интересна детям также игра со штампами, когда одну руку помечают штампом машинки, допустим правую, а левую штампом самолёта. Когда взрослый назовёт транспорт ребенок поднимает руку и называет ее (правая-левая)
Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Для чего это нужно? Правильное дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи.
Задачами работы по развитию речевого дыхания являются:
1) формирование навыков правильного речевого дыхания;
2) укрепление мышц лица и грудной клетки;
3) профилактика болезней верхних дыхательных путей и нервной системы;
4) повышение умственной работоспособности детей;
5) нормализация звукопроизношения и просодических компонентов речи;
6) закрепление лексических тем и грамматических категорий;
7) стимуляция интереса к занятиям.
"Артикуляционная гимнастика с помощью разукрашек". Ребенку предлагается раскрасить картинку и выполнить то артикуляционное упражнение, которое изображено на ней. Такие занятия нравятся детям, а родителям могут закрепить упражнения, которые ребенок учит с логопедом на занятии.
Рамки вкладыши являются уникальной развивающей игрушкой, они развивают тактильное и целостное восприятие, логику, мелкую моторику, образное мышление. Дети смогут выучить названия геометрических фигур и понять, что они на самом деле из себя представляют, если не только рассмотрят их, но и смогут осязать. Чем больше ощущений, связанных с изучаемым понятием, получит ребенок, тем лучше малыш его запомнит.
Бизиборд заменит сразу несколько игрушек, а главное, убережет малыша от опасностей в доме. Это пособие для всестороннего развития. Игрушка развивает мелкую моторику ребёнка. Малыш развязывает шнурки, щёлкает затворами, дёргает пуговицы и одновременно приобретает умения, без которых не обойтись в реальной жизни. Незаметно для себя он учится координировать силу и точность движений, вырабатывает глазомер, чувствительность и подвижность пальчиков. Игровые тренировки развивают память, учат адекватно оценивать сложившуюся обстановку и реагировать на неё. Головоломки на бизиборде тренируют усидчивость, терпение и упорство ребёнка.
Развиваются положительные эмоции от познания мира и удивительных открытий.
II раздел: взаимодействие педагогов
- Статья "Развивающие игры с детьми с расстройством аутистического спектра в работе учителя-дефектолога в дошкольном образовательном учреждении" (Т.А.Карпенко 27.05.19г)
- "Взаимосвязь работы учителя - логопеда и воспитателя по преодолению нарушений речи у детей"
- "Причины речевых нарушений"
- "Этапы речевого развития"
III раздел: работа с родителями
- Рекомендации учителя-логопеда для родителей будущих первоклассников.
- Буклет для родителей. "Как быстро запомнить стих"
- "Развивающие игрушки, сделанные своими руками"
- Буклет для родителей "Речевые игры по дороге домой"
- Взаимосвязь работы логопеда и семьи
- "Зачем логопед задаёт домашние задания?"
- "Учите детей правильно произносить и различать звуки"
- "Фонематический слух - основа правильной речи у дошкольников"