Воспитывая будущих цифровых граждан, важно научить детей осознанно и ответственно относиться к использованию информации в Интернете, научить их правилам сетевого этикета и возможностям для защиты собственного творчества в сети.
Информационная безопасность в отношении детей обеспечивается комплексом мер и включает в себя государственное регулирование (Федеральный закон от 29.12.2010г. №436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"), процесс воспитания и обучения в образовательной организации и дома, а также набор основных правил технического и организационного характера для саморегулирования цифрового поведения пользователей.
Родителям рекомендуется обращать своевременно внимание и не допускать просмотра ребенком медиапродукции с информацией, причиняющей вред его психическому здоровью и нормальному возрастному развитию.
Пямятки:
- Памятка для педагогов об использование средств ЭСО (По санпину) 01.02.2022г.
- Информационная памятка для педагогов по работе в сети Интернет 01.02.2022г.
- Памятка для родителей по информационной безопасности для детей 01.02.2022г.
В процессе обучения и воспитания детей рекомендуется:
Формировать основы информационной компетентности, а именно:
- умение искать и анализировать информацию в Интернете,
- подвергать ее критической оценке, сопоставлять различные факты и данные;
- навыки создания информационных объектов с использованием цифровых ресурсов – сетевых, текстовых, изобразительных, аудио и видео,
Обучать правилам «компьютерной гигиены»: проводить зарядку для глаз, физкультминутки, контролировать время пребывания за компьютером, информировать о правилах безопасного использования Интернет.
- Научить выстраивать личное пространство при коммуникации в Интернете:
- презентовать себя в Интернете;
- выстраивать социальную сеть взаимоотношений в Интернете (друзья, знакомые);
- взаимодействовать с другими пользователями в сообществах;
- соблюдать этические правила и социальные нормы в отношениях;
- использовать различные модели общения в зависимости от вида ресурса, цели и аудитории,
- научить избегать и справляться с основными коммуникационными рисками (общение с незнакомцами, агрессия и сексуальные домогательства).
Формировать основы экономической грамотности при использовании Интернета в потребительских целях:
- осознавать собственные потребности и возможности их удовлетворения с помощью различных интернет-технологий,
- оценивать основные риски, связанные с приобретением и потреблением товаров и услуг в Интернете (например, распознавать интернет-мошенничество, недобросовестную торговлю и т.д.)
Рекомендации Управления «К» МВД России https://мвд.рф
Дети России Онлайн http://detionline.com/
Проект «Цифровая грамотность» http://цифроваяграмотность.рф
Проект Роскомнадзора http://персональныеданные.дети
Защита детей от Лаборатории Касперского https://kids.kaspersky.ru/
Безопасный Интернет для детей: законодательство, советы, мнения, международный опыт http://i-deti.org/
Онлайн-площадка «Единый урок» https://www.единыйурок.рф
С целью усиления просвещения родителей по вопросам медиабезопасности детей и подростков в условиях дистанционного образования реклмендуем использовать «Методические рекомендации для родителей по обеспечению кибербезопасности» ГБОУ ИРО Краснодарского края http://iro23.ru/informacionnaya-bezopasnost, пособие для педагогов и родителей «Медиаграмотность» http://cdo.iro23.ru/mediabez. Другие полезные ссылки: рекомендации Управления «К» МВД России https://мвд.рф, Дети России Онлайн http://detionline.com/, проект «Цифровая грамотность» http://цифроваяграмотность.рф, проект Роскомнадзора http://персональныеданные.дети, защита детей Лаборатории Касперского https://kids.kaspersky.ru/, безопасный Интернет для детей: законодательство, советы, мнения, международный опыт http://i-deti.org/.
- Информируем родителей о сайтах популярной психологии для родителей: «Терапевтические сказки» (http://www.detiseti.ru/modules/myarticles/topic/16/), «Сказкотерапия для всех» (http://www.lumara.ru/), «Лукошко сказок» (http://www.lukoshko.net/), Детский сказочный журнал «Почитай-ка»: подраздел «Задачка на прощание» (http://www.cofe.ru/read-ka/list.asp?heading=96), Интернет – сайт «Веселые развивалки и обучалки» (http://www.kindergenii.ru/index.htm), интернет - сайт «Дети сети…» (http://www.detiseti.ru/), интернет – сайт «Психологический центр Адалин» (http://adalin.mospsy.ru/»), детский Интернет - портал «Солнышко» (http://www.solnet.ee/index.html), «Prozagadki.ru» (http://www.prozagadki.ru/) и др.
Социальным педагог рекомендует для работы в дистанционном формате использовать образовательные платформы, которые открыты для каждого ученика, учителя, родителя бесплатно:
- социальные ролики (https://www.ya-roditel.ru/media/gallery/socrek/);
- инфографика для родителей (https://www.ya-roditel.ru/parents/ig/);
- онлайн-центр поддержки родителей Народный Родительский Антивирус (#НРА); (https://ruroditel.ru/news/vserossiyskie/10_sovetov_roditelyam/);
- национальная родительская ассоциация (https://nra-russia.ru/).